Перевозка грузов – важнейший сегмент экономики в мировом и местном масштабе любого региона планеты. Без транспортировки невозможно представить себе нормальное функционирование промышленных предприятий, сельского хозяйства и прочих сфер деятельности человека.
От того, насколько грамотно осуществляются все операции в данном сегменте, во многом зависит существование почти всех существующих компаний и организаций. Причем одну из важнейших ролей в международных перевозках играет транспортный диспетчер СНГ.
Собственно доставка и экспорт грузов по СНГ в современных условиях – это сложный и многогранный процесс, состоящий из разных факторов и направлений. Среди них можно назвать:
- Строительство и поддержание в рабочем состоянии путей сообщения и прочих коммуникаций (автомобильные и железные дороги, речные фарватеры, морские порты, аэропорты, и т.п.).
- Строительство и поддержание в рабочем состоянии транспортных средств всех видов и уровней.
- Строительство и поддержание в рабочем состоянии технических и программных средств (средств связи, компьютерного оборудования, программного обеспечения, и т.п.).
- Создание и поддержание в рабочем состоянии складских помещений и средств для погрузочно-разгрузочных работ (техники, тары, упаковочных материалов, инженерных сетей, и т.п.).
- Грамотное оформление документов в соответствии с существующими международными нормами, двусторонними договорами, законодательством различных государств.
- Контроль над различными участками сегмента грузоперевозок.
- Организацию взаимодействия между транспортными, коммерческими, производственными и прочими компаниями.
- Объединение всех существующих факторов и условий в единое целое системой управления, что и образует транспортную систему доставки грузов различного назначения в разные регионы планеты.
Это далеко не полный перечень необходимых условий, требуемых для поддержания баланса в сфере грузоперевозок. Стоит отметить, что отсутствие или избыток каких-либо из указанных факторов ведет к ухудшению работы служб доставки и, как следствие, к вероятности замедления развития отдельных регионов мира и отдельных отраслей народного хозяйства, к падению прибыли предприятий и к ухудшению материального благополучия населения.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в сфере транспортных перевозок не должно существовать «слабых звеньев», потому что из-за ослабления любого из них страдает вся система доставки. В этой связи работу транспортного диспетчера СНГ невозможно переоценить.
Что должен уметь делать диспетчер СНГ
Среди основных навыков, которыми должен обладать диспетчер СНГ, следует особо назвать умение общаться с клиентами всех уровней и работать в специализированных компьютерных программах. Специалист на этой должности так же должен обладать знаниями о возможностях различных транспортных средств, уметь вести необходимую документацию, иметь представление о наличии и состоянии путей сообщения и особенностях таможенного и разрешительного законодательства различных государств хотя бы на начальном уровне. Это должен быть коммуникабельный человек, способный ответить на узкоспециализированные вопросы, и характеризующийся внимательностью, ответственностью, наличием желания работать и зарабатывать.
Если какие-либо из данных качеств у диспетчера отсутствуют, то вполне возможно появление форс-мажорных обстоятельств, которые могут привести к задержке процесса доставки, порче груза, и т.п.
Кроме того, существует целый перечень норм и правил, которые должен знать диспетчер СНГ по транспорту. Так же он должен иметь представление:
- О нормативно-правовых актах, регулирующих организацию управления движением транспортных средств.
- О порядке оформления документов.
- О правилах перевозки различных типов грузов, в числе которых находятся опасные, негабаритные, крупногабаритные и прочие товары и оборудование.
- О правилах движения транспортных средств.
- О формах отчетности.
- О безопасности труда.
В должностные обязанности диспетчера входят и другие требования и нормы. Например, он обязан:
- Отслеживать графики движения грузов.
- Сигнализировать о необходимости изменения логистических маршрутов с целью избегания возникновения форс-мажорных обстоятельств.
- Предусматривать наличие резервных транспортных средств.
- Вести учет работы транспортных средств и погрузочных механизмов.
- Составлять отчеты об оперативной ситуации за смену.
- Ставить в известность водителей и экспедиторов об особенностях той или иной местности, тех или иных путей сообщения, различных видов грузов.
- Быть в курсе об изменениях на маршрутах, в том числе отслеживать данные метеослужб, и т.п.
Права и ответственность диспетчера СНГ по транспорту
Помимо обязанностей диспетчер имеет и права. Например, в их числе можно назвать права на получение социальных гарантий и выплаты заработной платы, права на предотвращение нарушений и получения содействия при выполнении должностных обязанностей, а также права на обеспечение нормального рабочего процесса, рабочего места, и т.п.
В то же время, как и любой работник, диспетчер несет ответственность перед работодателем за халатное или непрофессиональное отношение к работе, за правонарушения в пределах корпоративной дисциплины или законодательства, а также за несоблюдение правил безопасности, в том числе пожарной и санитарной. Так же он обязан хранить коммерческую тайну и возмещать материальный ущерб, причиненный компании.
Как можно понять, транспортный диспетчер – это важная и ответственная должность, и только грамотный и ответственный человек, занимающий ее, может гарантировать качественную доставку грузов в страны СНГ. Поэтому транспортно-логистические компании любого уровня стремятся набирать в свой штат только профессиональный персонал, и при любой возможности повышают квалификацию своих работников вне независимости от имеющихся у них опыта и знаний.