Один из особых аспектов внешнеэкономической деятельности – перевозка товаров двойного назначения в другие страны. Например, доставкой военного груза по СНГ называется транспортировка продукции, предназначенной для гражданского применения, но которая также может быть использована для создания вооружения и армейской техники.
В этом случае на первое место выходит безопасность государства, что накладывает определенные ограничения на экспорт и требует соблюдения некоторых условий.
К данным типам продукции относят различные материалы, оборудование и технологии, посредством которых можно создать:
- Ракетные установки разной дальности действия;
- Атомное оружие;
- Бактериологические виды оружия;
- Химическое вооружение;
- Стрелковое и артиллерийское вооружение;
- Боевые машины (танки, БТР, БМП, и т.п.).
- Средства РЭБ, ДРЛО.
- Отдельные компоненты различных боевых систем, и т.п.
Помимо этого ведется учет продукции и технологий, которые не могут быть прямо и немедленно применены с целью изготовления образцов вооружений или боевой техники, но которые могут быть использованы для проведения НИОКР.
Возможность осуществления опытно-конструкторских разработок и научных исследований в сфере вооружений представляют большую опасность, так как при наличии научно-материальной базы, кадров и соответствующего финансирования могут привести к созданию оружия высокой разрушительной силы, что способно повлиять на баланс сил не только в отдельно взятом регионе, но и на планете в целом.
С целью контроля доставки военных грузов по СНГ используются специально разработанные механизмы государственного учета товаров двойного назначения, а также участников внешнеторговой деятельности, подпадающих под действие такого учета. Это сильно отличает военный экспорт от обычных типов транспортировки продукции за рубеж – например, от экспресс доставки в Казахстан.
Как контролируется экспорт продукции двойного назначения
Порядок контроля над экспортом различных типов продукции двойного назначения определен правительственными постановлениями, а товарная номенклатура основана на существующих президентских указах. Таким образом, в Российской Федерации существует система контроля над экспортом, основной целью которой является защита государственных интересов страны в военной сфере и сфере безопасности.
Кроме того, данная система позволяет контролировать продукцию двойного назначения, перемещаемую в другие страны с целью соблюдения взятых обязательств в отношении предотвращения распространения оружия массового уничтожения. Регулирует и реализует правила контроля над экспортом специализированная комиссия при Правительстве России. Для работы с продукцией военного назначения следует получить разрешение установленного образца (лицензию).
С другой стороны, если к таможенному оформлению для доставки военных грузов по СНГ предъявляются материалы или продукция без лицензии, товарная номенклатура которых совпадает с кодом ТН ВЭД СНГ для товаров-участников экспортного контроля, отправитель данной продукции должен объяснить обоснованность отсутствия лицензии Министерства экономического развития и торговли РФ на ее вывоз. Такое обоснование предоставляется структуре, осуществляющей таможенное оформление.
В каких случаях требуется получить лицензию для вывоза продукции двойного назначения
Лицензию требуется получить в случае, если продукция, предъявляемая в таможенном органе, обладает общими и частными признаками отношения к категории товаров двойного назначения. В данном случае общим признаком для начала действия экспортного контроля считается совпадение кодов товарной номенклатуры ВЭД. К категории частных признаков относятся технологические параметры и прочие характеристики экспортируемой продукции.
Важно знать, что основанием для получения лицензии на право поставок за рубеж продукции двойного назначения является только заключение Комиссии, осуществляющей контроль над экспортными поставками, и функционирующей при российском Правительстве. Лицензия выдается при соблюдении экспортером определенных условий заключения договора поставок. В частности, договор должен содержать следующие обязательные пункты:
- Юридический адрес и наименование импортирующей компании как конечного потребителя.
- Конечную цель использования продукции двойного назначения.
- Гарантии импортера о невозможности применения импортируемой продукции в целях, отличных от указанных в договоре.
То есть, обязательство должно содержать заверения в том, что товары не будут применяться для создания оружия и военной техники, не будут подвергнуты реэкспорту, и не будут переданы иным лицам или компаниям. Единственным исключением для осуществления указанных действий может являться письменно заверенное разрешение экспортирующей организации. Обязательства должны оформляться для каждой партии товаров двойного назначения в соответствующем госоргане страны импортирующей организации.
И, наоборот, лицензия не оформляется в случае, если экспортируемые товары имеют совпадение в общих признаках, но при этом отсутствуют совпадения в частных признаках. С целью доказательства отсутствия совпадения в частных признаках экспортирующая организация обязана предоставить в таможенный орган всю необходимую техническую документацию и прочие требуемые данные письменно. Количество предоставленной документации должно исчерпывающим образом доказывать, что продукция не относится к товарам двойного использования и не подпадает под действие условий комиссии, контролирующей экспорт. Если представленной документации недостаточно для однозначной трактовки в пользу безлицензионного экспорта, поставщик должен провести специальную техническую и правовую экспертизу и предоставить в таможенный орган соответствующее заключение.
Так же существует вариант временного экспорта товаров двойного назначения с их последующим возвратом на территорию России. В этом случае экспортеру необходимо получить разрешение Министерства промышленности и торговли, а также Министерства транспорта. Если предполагается осуществить перевозку опасных грузов, дополнительно необходимо получить разрешение от МВД РФ.