В результате улучшения отношений Ирана и западных стран заметно начали продвигаться и их совместные экономические проекты. К одному из таковых относится прокладка железной дороги Казахстан-Туркменистан-Иран (Железная дорога Север-Юг), которая, наконец, завершилась, пускай и гораздо позже запланированного срока.
Начало проекта было дано в 2007 году, когда был подписан в Тегеране трехсторонний договор между лидерами этих стран. Закладка же первой линии началась спустя 2 года. Немало факторов повлияло на остановку работ на некоторых участках дороги, в том числе санкции США и стран Запада.
Совместного подобного опыта взаимоотношений трех стран до этого еще не было. Изначально сдать железную дорогу планировалось на конец 2011 года, затем было перенесено на год. Но и в такой срок строительство не укладывалось. Это списывалось на нерасторопность иностранных организаций-подрядчиков. И вот в сентябре 2012 года было принято решение об отказе услуг зарубежных компаний и реализации проекта своими силами. В связи с задержками по строительству немало чиновников, ответственных за транспорт и связь, лишилось своих кресел.
И вот, наконец, наступил долгожданный 2014 год, стройка подошла к концу. Ушли в прошлое все недопонимания.
Туркменистан выполнил все обязательства по строительству железной дороги потока «Север-Юг», которая уже готова к выходу первых поездов на линию.
На протяжении всей трассы были, как и положено, возведены железнодорожные станции, мосты через реки, дома для обслуживающих рабочих и другие необходимые объекты.
Железнодорожный поток «Север-Юг» ( Железная дорога Север-Юг) даст возможность для добычи и освоению полезных ископаемых Балканского края, что автоматически создаст дополнительные рабочие места и добавит приток населению в этих районах.
А сокращение времени в пути при отправке грузов благоприятно скажется не только внутри страны, но и улучшит внешние связи на уровне континента и улучшит доставку по СНГ. Дорога получилась на 600 км короче, чем действовавший до этого объездной путь Бейнау-Мешхед.
В будущем товарооборот на новой дороге составит десять миллионов тонн, в основном переработанная продукция; зерно для крупнейшей казахской компании «КазАгро» и стран Персидского залива, в частности Объединенным Арабским Эмиратам.
В планы по перевозкам входит и транспортировка нефти для Москвы. Таким образом, внешняя политика и совместное сотрудничество многих стран пойдет по нарастающей вверх.
Всё это делает проект по-настоящему привлекательным и никого не оставит равнодушным, особенно западных конкурентов по перевозкам, уже разрабатывающие параллельные проекты.
Кроме завершившегося строительства железной дороги планируется построить высокоскоростной автобан Ашхабад-Туркменбаши, новый международный морской порт и военно-морскую группу КАСФОР на побережье Каспийского моря в Туркменистане, а также уникальные аэровокзальные комплексы. По этому поводу туркменский лидер Г. М. Бердымухамедов распорядился серьезно продумать схему наилучшего взаимодействия всех типов транспортных сетей для оптимальной работы пассажиро- и грузоперевозок по Туркменистану.